События

 
 
 

По завершении рабочего визита на Украину В.В.Путин ответил на вопросы журналистов

 
 
 

В.В.Путин: Добрый вечер!

Вопрос: Мы сейчас находимся в Крыму, недалеко Ялта. У Вас были переговоры с Виктором Януковичем. Если можно, какие-то подробности этих переговоров: какие темы поднимались? Это была традиционная повестка вопросов, которые с Украиной сейчас связаны? Может быть, какие-то новые темы вами в ходе этой беседы тоже обсуждались? Спасибо.

В.В.Путин: Во-первых, я обещал поздравить Виктора Федоровича с днем рождения. У него был юбилей. Я приехал для того, чтобы выполнить свое обещание и сделал это с удовольствием. Первое.

Второе. Мы, конечно, воспользовались этим, чтобы поговорить по всей повестке дня наших двусторонних отношений. Прежде всего, в торгово-экономической сфере. Я уже это отмечал, могу повторить еще раз: у нас торговый оборот практически вышел на докризисный уровень. Но еще, конечно, очень много проблем и в текущем плане, и в стратегическом.

Что касается текущих проблемных вопросов, они связаны с торговым оборотом. У нас проводится ряд расследований антидемпинговых, на Украине открыта еще пара расследований, хотя мы договаривались этого не делать. Рассматривается вопрос о возможных ограничениях на поставку российского стекла на Украину.

Украинцы просят увеличить или не снижать объем покупаемой на Украине нашими нефтегазовыми компаниями трубной продукции. Вы знаете, это все текучка, но она важна для конкретной экономической деятельности ежедневного режима, для конкретных предприятий.

Виктор Федорович передал мне письма украинских трубников с благодарностью за то, что мы увеличили объем закупок, с просьбой оставить этот объем на ближайшее время. Как вы знаете,  вчера в Челябинске я встречался с нашими металлургами и трубными компаниями. Это все живой процесс, от решения вопросов в рамках которого, зависят судьбы предприятий. Мы смотрели с Виктором Федоровичем, в каком объеме, что мы готовы согласовать.

Да, там есть определенные противоречия и между предприятиями, и между нашими министерствами, но они носят, можно сказать, «семейно-бытовой характер». Мы находим развязки взаимоприемлемые и даже выгодные. Скажем, по трубной продукции сегодня. К сожалению, пока российские производители не могут удовлетворить заявки наших нефтяников и предприятий трубопроводного транспорта. Не могут.

Мы можем купить и на Украине, можем купить в других странах - мы предпочитаем покупать значительный объем на Украине. Имею в виду и ценовые показатели, и качество, и наши особые отношения с Януковичем.

Вопрос: Владимир Владимирович, завтра День Военно-морского флота. Обсуждали ли Вы на встрече с Виктором Федоровичем черноморский флот и его какое-то дальнейшее будущее здесь в Крыму? Спасибо большое.

В.В.Путин: Нет. Мы ничего этого не обсуждали. Единственное, о чем мы договорились... Мы по телефону еще переговорили с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и он, я знаю, дал поручение, находящемуся здесь в Крыму Председателю Государственной Думы Борису Вячеславовичу Грызлову - он завтра вместе с Председателем Правительства Украины примет участие в торжественных мероприятиях в Севастополе.

Вопрос: Владимир Владимирович, Вы сегодня сказали, что байк - это символ свободы, и что свобода - это вообще главная ценность.

В.В.Путин: Я так сказал?

Реплика: Вы так сказали.

В.В.Путин: Значит, так оно и есть.

Вопрос: Вот поэтому хочется уточнить, это относится только к байкерам или вообще к гражданскому обществу?

В.В.Путин: Это относится к каждому конкретному человеку. Я считаю, что это вообще основная ценность для любого человека, для нас с вами, для государства любого, для физического лица. Думаю, что это относится к одной из фундаментальных ценностей нашего бытия. И байкеры в этом смысле, конечно... Я без всякого преувеличения и без всякой лести им сказал об этом.

Действительно, когда садишься на мотоцикл или в машину - я думаю, каждый из вас водит машину и, думаю, каждый из вас испытывал это чувство: когда садишься в машину, если она у тебя впервые появляется, ты понимаешь, что ты можешь быстро и беспроблемно оказаться в любой точке. И действительно, возникает чувство свободы. А у байкеров, у мотоциклистов оно особенно гипертрофировано, особенно развито, потому что это все-таки особый вид транспорта - он скоростной и на нем можно куда угодно заехать. И это почти абсолютное чувство свободы. Думаю, что действительно, я сказал искренне, что в этом смысле байки являются символом свободы. Я так и думаю.

Вопрос: Владимир Владимирович, в последнее время развязалась медиавойна в информационном пространстве между Россией и Белоруссией.

В.В.Путин: И что есть жертвы?

Корреспондент: Жертв пока нет.

В.В.Путин: Ну и слава Богу. Что же за война, если даже жертв нет?

Корреспондент: Вышли компрометирующие материалы о лицах белорусского руководства.

В.В.Путин: О чем вышли материалы? Я не понимаю.

Корреспондент: О деятельности лиц белорусского руководства.

В.В.Путин: Ах вот оно как! И что они натворили?

Вопрос: На Ваш взгляд, с какой целью эта война была развязана? Какая ее конечная цель? И не боитесь ли Вы, что будет симметричный информационный ответ со стороны Белоруссии?

В.В.Путин: Во-первых, если Вы заметили по моим уточняющим вопросам, я не вижу никакой информационной войны. Может быть, потому, что я мало читаю периодики или мало последнее время смотрю электронные средства массовой информации? Но я все-таки стараюсь знакомиться с этим в ежедневном режиме.

Я искренне вам говорю: я не вижу никаких признаков какой бы то ни было войны, каких бы то ни было боевых действий. Я же не  случайно спросил: есть жертвы? Ведь нет ничего. Но если пресса остро реагирует на какие-то вещи...

В отношении меня, в отношении действующего Президента России, в отношении многих других наших политических деятелей мы очень часто видим достаточно острые материалы. Это война, что ли?

Наши коллеги, когда появляются какие-то острые материалы, почему-то думают, что они кем-то инициированы. Но это не так. Масса каких-то подводных течений, я даже не успеваю за всем этим следить. Ну, появились какие-то острые материалы - что теперь?

Самая лучшая реакция на такие материалы - если кто-то считает, что они несправедливы, - отвечать тоже в информационном пространстве. Думаю, что это будет правильно, если люди, которых это затрагивает, соответствующим образом отреагируют, предоставят свои аргументы авторам тех материалов, которые они считают несправедливыми или избыточно острыми. Я даже не понимаю, о чем идет речь. Не вижу признаков какой бы то ни было войны, в том числе и информационной.

Реплика: Смотрите телевизор.

В.В.Путин: А что там такое? Вы мне расскажите! Я прокомментирую тогда.

Вопрос: Вам тяжело договариваться с нынешним белорусским руководством?

В.В.Путин: Очень легко! Так легко! Мы по всем вопросам договорились. Вы знаете, когда речь идет о деньгах, об объемах поставок энергоресурсов, всем хочется что-то получить на халяву от России. А когда не получается, то возникает раздражение.

Но в то же время могу вам сказать, что мы должны учитывать законные интересы наших партнеров. Я считаю, что мы так и делаем. Мы ведь договорились с нашими коллегами, в том числе с коллегами в Белоруссии, подписали контракт в 2007 году. И мы не просим ничего избыточного, вне рамок этого контракта. Мы просим только одного: исполнять подписанные нами договоренности. Больше ничего не надо.

Но когда нам говорят: давайте мы в этом году заплатим поменьше, а в следующем - в два раза больше.  Мы соглашаемся. А в следующем году нам говорят: нет, давайте оставим все, как было в позапрошлом году.

Тем не менее, и в этом случае мы стараемся найти какой-то консенсус, о чем-то договориться, смягчить вхождение в рыночные условия. И мне кажется, что та полемика, которая шла между белорусскими энергетиками и российскими, несмотря на всю ее остроту, все-таки ведь удалось договориться. Это говорит о том, что запас прочности с обеих сторон еще очень большой, и я бы здесь не стал ничего нагнетать. Все хотят купить подешевле, продать подороже - ну, это же обычное дело. Что здесь такого, зачем здесь нагнетать что-то? Пойдите на рынок - там вам стараются продать подороже, вы хотите купить подешевле. Сторговались. Но повторяю еще раз: если сторговались, подписали бумажку - выполнять надо. Вот только этого мы и хотим.

Вопрос: Владимир Владимирович, можно Вас попросить прокомментировать ситуацию с высылкой российских разведчиков из США. Вы с ними не собираетесь встречаться?

В.В.Путин: Я с ними встречался.

Вопрос: Вы нам больше ничего не скажете?

В.В.Путин: Вы меня больше ни о чем не спрашиваете.

Вопрос: О чем вы говорили?

В.В.Путин:  О жизни.

Вопрос: Говорят, Вы с ними караоке пели?

В.В.Путин: Пели, но не караоке, а под живую музыку.

Вопрос: А что пели, не скажете?

В.В.Путин: "С чего начинается Родина". Я не шучу, серьезно. И другие песни такого же примерно содержания.

Вопрос: Анна Кущенко была на встрече? Чапман?

В.В.Путин: Была. Вы знаете, здесь комментировать особенно нечего. Дмитрий Анатольевич уже об этом сказал, что это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают. Они кончают, как правило, или от пьянки, или от наркотиков - под забором.  Вот недавно один примерно так и кончил свое существование где-то там за границей, и непонятно даже ради чего.

Вопрос: То есть Вы знаете предателей поименно? 

В.В.Путин: Конечно!

Вопрос: И не собираетесь их наказывать каким-то образом?

В.В.Путин: Я считаю, что это некорректный вопрос. Это не решается в процессе пресс-конференции. Но спецслужбы живут по своим законам. И эти законы хорошо известны всем сотрудникам спецслужб. Что касается этих людей, то могу вам сказать, что это очень тяжелая судьба - каждого из них!

Вы только представьте. Во-первых, нужно освоить язык на уровне родного. Думать на нем, говорить на нем, выполнять то, что предписано заданием в интересах своей Родины в течение многих-многих лет, не рассчитывая на дипломатическое прикрытие, подвергая каждодневной опасности себя и своих близких, которые даже не знают о том, чем занимаются, допустим, их родители.

Вопрос: А дальше они чем будут заниматься в России?

В.В.Путин: Они будут работать, уверен, что будут работать на достойных местах. Не сомневаюсь, что у них будет интересная, яркая жизнь.

Вопрос: Насколько высоко Вы оцениваете их работу?

В.В.Путин: Это не моя задача. Это должны делать специалисты, их руководители, конечный потребитель информации подобного рода и Верховный Главнокомандующий - Президент Российской Федерации. Какие еще вопросы?

Вопрос: Сегодня обсуждались вопросы газовой сферы - объединение «Нафтогаза» и «Газпрома»?

В.В.Путин: Объединение не обсуждалось, но мы говорили о проблемах наших отношений в сфере энергетики. Мы говорили о развитии трубопроводного транспорта, о «Южном потоке», о развитии ГТС (газотранспортная система)  Украины, о возможном участии России в различных проектах. Это все пока вещи очень сырые, они на уровне экспертного обсуждения находятся. Но мы об этом говорили довольно подробно, в том числе и с привлечением специалистов из Правительства Украины.

Вопрос: Владимир Владимирович, можно еще вопрос, такой  житейский, жизненный, очень актуальный в это лето? Стоит небывалая жара, люди спасаются, кто как может, и прогнозы неутешительные. Может быть, у Вас есть какой-то рецепт, как выдержать, выстоять и справляться с этой напастью?

В.В.Путин: Вы что имеете в виду: сельское хозяйство, граждан, себя лично, меня?

Вопрос: Всех. В том числе и Вас лично. Как Вы лично спасаетесь?

В.В.Путин: Чай пейте горячий. Это способствует, говорят, потоотделению и лучшему прохождению, в данном случае, летнего максимума. А для сельского хозяйства ситуация действительно сложная. Что повторять - вы это хорошо знаете: во многих регионах Российской Федерации объявлена даже чрезвычайная ситуация. Но мы пройдем это сложное время. У нас будут выделены необходимые ресурсы на поддержку сельского хозяйства, я уже об этом говорил. Это и прямые дотации, это субсидии, это гарантии Правительства Российской Федерации и субсидирование кредитов, это продажа зерна, прежде всего фуражного, для животноводства нашим сельхозпроизводителям из нашего резервного зернового фонда при субсидировании ставок кредитов, которые будут взяты сельхозпроизводителями на эти закупки. В общем, это целый пакет мер поддержки. Вопрос сейчас в том, чтобы руководители регионов и руководители сельхозпредприятий действовали быстро, энергично и своевременно, в сжатые сроки представили нам экспертное обоснование объема этой поддержки.

Вопрос: Вопросов продовольствия у нас не будет?

В.В.Путин: Нет, нет, конечно. У нас на фоне неблагоприятных погодных условий есть два благоприятных условия: наличие финансовых резервов и наличие зернового фонда.

Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, Вам не кажется, что пора Вам уже вступить в партию?

В.В.Путин: Партия?! Вы мне предлагаете, у Вас партия?

Вопрос: У Вас есть партия! Но Вы не состоите в ней. Но партия нуждается в обновлении. Просто услышать Вашу точку зрения.

В.В.Путин: У нас выработан достаточно эффективный механизм взаимодействия с партией в целом, с руководством партии. Сейчас, как вы знаете, мы практически ежеквартально, проводим партийные конференции и будем это делать по всем федеральным округам. Это как бы мини-съезды партии. Тот статус, в котором я сегодня нахожусь в рамках "Единой России", никак не ограничивает моих возможностей по влиянию на то, что партия делает, никак не ограничивает партийного влияния на решения Правительства, потому что мы установили очень плотные контакты, особенно в условиях подготовки ближайшего трехлетнего бюджета - на 2011 год и на последующее 2012-2013 годы. Это очень профессиональная, очень жесткая и очень нервная работа по распределению ресурсов между различными отраслями. И, конечно, мы не можем это делать в отрыве от депутатов ведущей партии, ведущей фракции в Государственной Думе - "Единой России". Мы с ними в постоянном контакте. Я вас уверяю, этого вполне достаточно. И "надувать здесь жабры" и получать какие-то должности, мне кажется, совершенно нецелесообразным.

Вопрос: Как Вы планируете провести отпуск, если Вы вообще пойдете в отпуск этим летом, и где Вы планируете провести этот отпуск?

В.В.Путин: Да, как вы знаете, я провожу отпуск в России. Я думаю съездить в некоторые регионы Российской Федерации, которые мне нравятся. В некоторые, где я не был. Ну, мы с Дмитрием Анатольевичем договаривались еще вместе несколько дней провести, мы сейчас выбираем регион, куда бы могли поехать.

Вопрос: А какие регионы Вам нравятся?

В.В.Путин: Ну, знаете, мне вся Россия нравится! Я бы побывал на Севере в некоторых местах, где я еще не был, на Дальнем Востоке. Я выберу, посмотрю - съезжу, посмотрю, расскажу потом. Ничего не скрою, уверяю вас.

Вопрос: Предвыборная кампания следующего электорального цикла уже началась?

В.В.Путин: Она началась с того момента, как закончилась предыдущая, потому что эти так называемые выборные и предвыборные технологии работают, на мой взгляд, не очень эффективно. Люди смотрят по конкретным результатам, по конкретным делам. Я езжу часто по регионам и я, откровенно говоря, относился скептически к этим приемным, но потом понял, что это дополнительный механизм для общения с людьми. Прямого общения. И может быть, даже не моего прямого общения как лидера партии, а самой партии, партийных функционеров. Они общаются с людьми, принимают от них бумаги, просьбы. Начинают знакомиться более близко с их проблемами. У меня лежит огромная почта в приемной, я, честно говоря, - это проходит без помпы, без привлечения внимания прессы, - я время от времени подписываю вот такие пачки бумаг конкретным гражданам, по решению конкретных проблем. Это функционирует, может быть, не так как хотелось бы, не в тех масштабах, - но работает. Я считаю, что это хорошо, что партия оказалась вовлечена в прямую работу на местах. Повторяю: может быть и этого мало. Может быть, надо искать дополнительные формы прямого общения, понимания проблем граждан страны. И вырабатывать более эффективные меры реагирования на эти проблемы, решение этих задач, вопросов. Это - вопросы роста, совершенствования механизмов партийной работы.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11491/