События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе международного форума «Технологии в машиностроении–2010»

 
 
 

«Поддержка машиностроения была одним из приоритетов антикризисных мер Правительства Российской Федерации в прошлом году и в конце позапрошлого года. Наряду с точечной помощью конкретным компаниям, крупным компаниям, которых мы называем стратегическими, мы стремились стимулировать спрос на конкретную продукцию, например на автомобили, сельхозмашиностроение… Все эти меры помогли машиностроению пройти через кризис без критических потерь».

В своем выступлении В.В.Путин отметил высокие темпы выхода из кризиса машиностроительной отрасли России. «Выпуск машин и оборудования в период с начала 2010 года до настоящего момента увеличился на 19%, транспортных средств - на 22,5%, энергетического оборудования - более чем на 30%» , - сказал Премьер, напомнив, что поддержка машиностроения была одним из приоритетов антикризисных мер Правительства.

В.В.Путин выразил уверенность в конкурентоспособности российской продукции, в частности, авиапрома: «Мы убеждены, что российский авиапром способен найти своё место на глобальном рынке», - подчеркнул он.

По словам Владимира Путина, машиностроительной отрасли России требуется привлечение перспективных зарубежных партнеров, и Правительство активно работает в этом направлении. «Для инвесторов здесь действует режим наибольшего благоприятствования, включая удобную логистику и наличие всех необходимых коммуникаций, а в ряде случаев и серьезные налоговые и таможенные льготы, которые предоставляют федеральные и региональные власти», - отметил В.В.Путин. Кроме того, Премьер пообещал снизить долю сертифицируемых товаров на российском рынке до 15%.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, дорогие коллеги! У вас не политическое мероприятие, но оно по своим масштабам, по глубине подхода к проблемам, ради которых вы собрались, очень значительное. Я бы сказал даже беспрецедентное: 300 компаний, 29 регионов Российской Федерации, 19 иностранных компаний - большое и представительное собрание.

Все мероприятие охватывает практически все отрасли машиностроения, демонстрирует передовые технологии и образцы инновационной продукции - как гражданской, так и военной. Отмечу и большой интерес к форуму со стороны потенциальных инвесторов, их готовность браться за серьезные и перспективные проекты. Тем более что сейчас российский рынок открывается для нового хорошего рывка вперед, для обеспечения здорового экономического роста и модернизации.

Мы убеждены: России необходимо сильное, конкурентоспособное машиностроение. Сейчас в этой отрасли работает свыше 4 млн человек и более 7,5 тыс. предприятий. Поддержка машиностроения была одним из приоритетов антикризисных мер Правительства Российской Федерации в прошлом году и в конце позапрошлого года. Наряду с точечной помощью конкретным компаниям, крупным компаниям, которых мы называем стратегическими, мы стремились стимулировать спрос на конкретную продукцию, например на автомобили, сельхозмашиностроение. Через инфраструктурные проекты формировали дополнительные заказы на дорожную технику, энергетическое, транспортное оборудование, на энергетику.

Все эти меры помогли машиностроению пройти через кризис без критических потерь. Конечно, потери были. Они везде были - во всем мировом машиностроении. Но критических потерь мы все-таки смогли избежать. Причем мы со стороны государства не делили при оказании этой поддержки предприятия на «свои» и «чужие». Так, в автопроме помощь получали как наши традиционные марки, так и сборочные предприятия иностранных концернов.

Сейчас мы видим, как машиностроение быстро восстанавливается. Выпуск машин и оборудования в период с начала 2010 года до настоящего момента увеличился на 19%, транспортных средств - на 22,5%, энергетического оборудования - более чем на 30%. Подчеркну также, что в период кризиса не был свернут ни один из ключевых проектов технологического развития.

Так, буквально на днях европейский сертификат получил отечественный двигатель нового регионального авиалайнера «Сухой Суперджет-100». Недавно был на одном из наших ведущих предприятий по моторостроению, на «Сатурне». Мы там говорили о необходимости продвижения этого продукта, и вот 23 июня текущего года международный сертификат был получен. К концу года начнутся серийные поставки этого самолета заказчикам.

Мы убеждены, что российский авиапром способен найти свое место на глобальном рынке, и связываем с этой отраслью серьезные надежды. Мы прекрасно представляем себе ситуацию на мировых рынках в авиастроении, прекрасно представляем себе, как остра там конкуренция, насколько там заняты и уже освоены ниши. Но мы уверены также в том, что у нас есть свои возможности и свои ниши: это и магистральные самолеты, это и специальная авиационная техника, это боевая техника, где у нас абсолютные конкурентные преимущества, это транспортные самолеты, причем такие, которых в мире сейчас практически строить-то никто не может. А мы можем!

Мы связываем, кстати сказать, перспективы в этом смысле с кооперацией с нашими украинскими партнерами. Имею в виду совместную работу по продвижению самолетов семейства «Антонова».

Кроме того, Россия реализует долгосрочные программы в сфере атомного машиностроения, производства судов и сложной морской техники, космических аппаратов. Мы инвестируем в НИОКР, вузовскую и академическую науку, подготовку современных инженерных и рабочих кадров.

В машиностроении, включая оборонно-промышленный комплекс, проводятся глубокие структурные изменения: формируются сильные, конкурентоспособные кластеры, активно меняется и нормативная база развития отрасли.

В прошлом году были резко сокращены масштабы обязательной сертификации. Раньше 80% - хочу это подчеркнуть: 80% - производимой в стране продукции машиностроения проходило через эту сложную и подчас затратную процедуру. Теперь этот перечень сокращен наполовину.

И разумеется, мы на этом не останавливаемся. Разумеется, мы понимаем, что этого недостаточно: в перспективе обязательной сертификации будет подлежать не более 15% российских товаров.

Уже приняты или находятся в процессе разработки десятки новых технических регламентов, причем в большинстве случаев они гармонизированы с нормами Европейского союза. Это очень сложная, кропотливая, профессиональная, малозаметная работа, но именно она и создает нормативный фундамент развития машиностроения в России.

И наконец, в России активно создаются специальные площадки для размещения производств - это особые экономические зоны, технопарки, региональные индустриальные парки, такие как в Калуге, в Липецке, Томске, Татарстане, в других регионах Российской Федерации. И они набирают обороты - они работают, уже реально приносят продукт.

Для инвесторов здесь действует режим наибольшего благоприятствования, включая удобную логистику и наличие всех необходимых коммуникаций, а в ряде случаев и серьезные налоговые и таможенные льготы, которые предоставляют федеральные и региональные власти.

Безусловно, будущее российского машиностроения немыслимо в отрыве от мировых тенденций. И нам нужны эффективные модели технологической и промышленной кооперации, привлечение перспективных зарубежных партнеров, способных принести новые идеи, свой опыт организации высокотехнологичных производств.

Самостоятельно или в партнерстве с российскими фирмами в России успешно работают «Сименс», «Фольксваген», «Рено», «Фиат», «Пежо Ситроен», «Хендай», «Магна», «Тойота» и многие-многие другие гранды машиностроения.

Многие представители зарубежного машиностроительного бизнеса присутствуют и в этом зале. И нам очень интересна ваша позиция, ваш взгляд на то, как происходит развитие в этой сфере в нашей стране. Конечно, очень интересен ваш опыт, ваше мнение о том, что еще тормозит развитие этой отрасли в России.

Рассчитываю, что сегодня у нас будет возможность поговорить об этом подробнее. Я хочу пожелать всем успехов, хочу поблагодарить за то, что вы сегодня здесь, с нами, в Москве. Благодарю вас за внимание, спасибо большое!

* * *

В ходе пленарного заседания, посвященного технической и технологической модернизации машиностроительного комплекса России, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин прокомментировал выступления участников дискуссии.

В.В.Путин (комментируя выступление Франка Шауффа, генерального директора Ассоциации европейского бизнеса): Первое, что касается так называемой передачи технологии. Это очень странная формула. Что такое передача технологии? Никто никому в том мире, в котором мы живем, просто так ничего не передает, кроме гуманитарной помощи, конечно, там, где она нужна, - все продается. Современная технология - это товар, который наши партнеры хотят продвинуть и продать, а мы готовы его купить за хорошие деньги. Если не хотите продавать - не надо. Но мы говорим: нам нужен этот хороший товар, мы его возьмем. А вы его хотите продать и как можно дороже. Это предмет переговоров. Первое.

Второе. Часть технологий направляется в качестве взносов в совместные предприятия. Но это значит, что одним из партнеров является компания, которая вносит туда эти технологии в виде своего вклада и в конечном итоге будет получать доход от совместной деятельности. Это тоже нужно учитывать.

В-третьих. Хочу сказать, что в Российской Федерации охрана результатов интеллектуальной деятельности законодательно полностью отрегулирована. И я хочу спросить: в ходе вот этого трансферта технологий разве есть пострадавшие? Предъявите хотя бы одного, который считает, что у него что-то украли.

Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто-то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений - утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его и куда-то там переправить. Нет такой политики в Российской Федерации.

Я понимаю опасения, потому что я знаю: в некоторых странах стараются что-то скопировать и потом использовать. Но мы так себя не ведем. Мы используем то, что официально приобретаем либо получаем в ходе совместной деятельности для общей пользы, для развития мировой экономики и соответствующих отраслей производства. И конечно, не забываем при этом про свое собственное национальное производство, про национальную экономику. Это естественный процесс. И я хочу вас заверить, что в этом смысле - мы партнеры.

Да, у нас иногда не все получается. Да, иногда мешают криминальные элементы, иногда те, кто хочет использовать какие-то формы производства и обеспечить для себя конкурентные преимущества в ходе производственного процесса. Такие компании, такие люди могут появиться, но мы с ними будем вместе с вами бороться. Вот в этом вы можете нисколько не сомневаться - в этом заключается стратегия нашего промышленного развития. Это по первой части так называемого трансферта технологий.

Здесь вот еще Франк сказал несколько слов по поводу миграционной политики. Но все вопросы такого рода решаются на международной арене на принципах взаимности. И мы всегда из этого исходили и будем исходить. Мы открыты для того, чтобы перейти к безвизовому режиму, - мы к этому готовы. Еще несколько лет назад, если вы поднимете материалы моих публичных выступлений, я говорил: «Нам еще очень много предстоит сделать, потому что нам нужно укреплять границы». Нам и сейчас нужно укреплять границы, но все-таки мы в значительной степени продвинулись по этому направлению. И я позволю себе утверждать, что мы сейчас готовы, технологически готовы к тому, чтобы перейти к безвизовому режиму с объединенной Европой. В самой объединенной Европе нет единого мнения по этому вопросу. Мы не спешим, мы понимаем, что это сложный процесс: 27 стран, много мнений. Я знаю, насколько сложно приходить к консенсусу в Европейском союзе. Но мы идем по этому пути.

Что мы сделали в опережающем порядке, имею в виду интересы тех, кто собрался сегодня в этом зале и с российской стороны, и со стороны наших партнеров? Мы приняли решение - и Франк сейчас упомянул об этом - о том, что мы не будем включать в квоту иностранной рабочей силы высококлассных специалистов. Я считаю, что это значительный шаг вперед в снятии барьеров по передвижению высококлассной рабочей силы. Будем и дальше двигаться по этому пути. Но, естественно, генеральной, окончательной задачей является снятие всех барьеров по передвижению людей на Европейском континенте, на евразийском пространстве. И окончательной целью является переход между Россией и Евросоюзом к безвизовому режиму.

В.В.Путин (отвечая на вопрос о техрегламентах и распространении государственной программы утилизации автомобилей на грузовики): Это возможно. Мы сейчас ведь с вами - я упоминал об этом в своем вступительном слове - находимся, что совершенно очевидно, на стадии выхода из кризиса. Во всяком случае я на это очень надеюсь. Рост промышленного производства говорит сам за себя.

Мы находимся в Московской области - это субъект Российской Федерации, который называется Московская область. Губернатор только что мне доложил, что ежемесячный сбор налогов за первые 5 месяцев текущего года - не ежемесячный, а ежедневный! - в 2 раза превышает сбор налогов за аналогичный период прошлого года. Это верный признак восстановления производства. В этих условиях и мы, и наши партнеры по «двадцатке», по «восьмерке» говорим о том, что нужно постепенно сворачивать антикризисные меры, чтобы не надувать так называемых пузырей в экономике. Когда денег «качнули» много, товара произвели большое количество, а они не находят сбыта на рынке - спрос еще не вырос настолько, чтобы реализовать все эти товары. И тогда сразу возникает одна проблема за другой, начиная с финансового сектора. В этом смысле нужно действовать очень аккуратно. Поэтому мы должны постепенно сворачивать эти антикризисные меры с искусственной накачкой из бюджета в отдельные предприятия или даже в отдельные секторы экономики.

Но мы видим, что пока в некоторых отраслях - например, в таком секторе, как машиностроение, особенно грузовое машиностроение, - какая-то поддержка еще нужна. Мы видим, насколько эффективным оказался способ поддержки через скупку подержанных машин. Мы знаем о желании наших коллег расширить эту программу за счет утилизации старых грузовых машин. Но это связано с дополнительными бюджетными расходами, а они тоже у нас ограничены, расходная часть бюджета у нас тоже ограничена: в значительной степени она направляется на социальные вопросы и на поддержку реального сектора, в том числе машиностроения. Вопрос в том, какие инструменты выбрать в качестве наиболее эффективных?

Не исключаю, что мы можем это сделать. Но пока не готов сказать, что мы это обязательно сделаем, и не могу назвать эти сроки. Но мы над этим думаем во всяком случае.

В.В.Путин (комментируя выступление президента компании «Сименс АГ» П.Лешера о взаимных проектах): Накоплен огромный опыт сотрудничества, и в последнее десятилетие наше сотрудничество приобретает новые и новые аспекты. Это и медицинская техника, и атомная энергетика, и машиностроение, и много других направлений. Господин Лешер сказал о возможности работы на рынках третьих стран. Не все знают, наверное, даже из специалистов, которые здесь присутствуют, но мы-то с господином Лешером знаем, что в наших проектах, в российских проектах по строительству атомных электростанций за границей, мы 20-25%, а иногда и 30% отдаем компании «Сименс». Отдаем именно те сегменты работы, в которых «Сименс» является абсолютным мировым лидером. И складывая, таким образом, усилия с российскими специалистами, где наши атомщики являются безусловными мировыми лидерами, мы выдаем лучший продукт в мире в этой отрасли энергетики. И такая работа, без всяких сомнений, идет на пользу и мировой энергетике, и нашим партнерам, и российским компаниям, и нашим заказчикам. Такая работа реально продвигает технологический прогресс. Вот это хороший пример нашей совместной работы. Очень надеюсь, что мы его будем мультиплицировать.

В.В.Путин (комментируя выступление вице-президента компании «Финмекканика» Николаса Залониса): Наш уважаемый коллега из «Финмекканики» говорил о возможности создания инженерных центров в России. Такие центры у нас уже работают. У нас компания «Боинг» несколько лет назад открыла свой инженерный центр. Посмотрите, какой объем высокотехнологичных исследований проводится в Москве компанией «Боинг». И как это широко используется в самых новейших продуктах этой компании. Вот представитель компании сидит и кивает головой. (Смеется.)

Нам ничего не мешает идти по этой же дороге, тем более объединяя усилия с нашими европейскими партнерами, и с «Финмекканикой» в том числе. Потому что я знаю, как поддерживает работу подобного рода премьер Берлускони. И поддержка со стороны двух правительств будет гарантирована и обеспечена.

Нам очень важно и сотрудничество в сфере электроники с «Финмекканикой», и в сфере авиации, и в железнодорожном транспорте. У нас действительно масштабные хорошие совместные проекты, большая масштабная хорошая работа.

Когда выступал наш уважаемый коллега из «Рено», господин Эстеф (Кристиан Эстеф, старший вице-президент компании «Рено», член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»), я вспомнил то, с какими трудностями мы вместе столкнулись в начале прошлого года, точнее, в конце прошлого-начале этого года.

В завершение хотел бы сказать следующее. Я вспомнил, как мы вместе подошли к решению этих проблем. Компания «Рено» вошла в АвтоВАЗ на высоком, дорогом рынке и заплатила за «входной билет» приличные деньги, а потом рынок рухнул. И в общем и целом смотрелось так, что, как у нас в России говорят, компания «попала». Потому что встал вопрос о необходимости поддержки АвтоВАЗа. И нужно было это делать солидарно, всеми акционерами. Что мы сделали? Мы дали этой компании поддержку на приличную сумму - 25 млрд рублей в виде ссуды, не меняя структуры акционерного капитала и не требуя от компании «Рено», которая вошла в АвтоВАЗ на дорогом рынке, дополнительных вложений. Сохранили за ней ее пакет.

Так мы поступили не только с этим предприятием - так мы поступили во всем машиностроении. Но не только во всем машиностроении - так мы поступили во всей российской экономике, начиная с банковской системы. Мы оказали беспрецедентно большую помощь банковской системе Российской Федерации. И как я уже говорил во вступительном слове, не делили никого на чужих и наших.

Все банки с иностранным капиталом - или со 100-процентным иностранным капиталом, или с участием каким-то - получали такую же поддержку от Правительства и от Центрального банка Российской Федерации, как и банки с исключительно российским капиталом. Кстати говоря, далеко не во всех странах так поступали с нашими финансовыми учреждениями - их лишили поддержки со стороны государства. Я просто обращаю внимание на это бизнес-сообщества, чтобы все понимали реалии. Но мы не истерим по этому поводу, мы считаем, что это тоже проблема роста, сближения, лучшего понимания друг друга. Рассчитываем, что, если такие ситуации будут возобновляться, мы проявим большую зрелость и большую готовность поддерживать и помогать друг другу, тогда легче будет выходить из кризисных ситуаций.

И теперь мы очень рассчитываем, что мы вместе с компанией «Рено» пойдем дальше и та новая платформа, о которой мы говорим и на базе которой должно быть произведено не менее пяти новых автомобилей, - все эти совместные наши планы будут реализованы. Вы можете не сомневаться в дальнейшей поддержке Правительства Российской Федерации, я уже говорил об этом. Если есть необходимость, есть желание расширить свой пакет, мы готовы и к этому, в том числе даже обменяться определенными пакетами и с правительством Франции, которое сидит там на небольшом проценте в самой компании «Рено», - мы это обсуждали совсем недавно. Это была бы вообще такая любопытная, очень мощная кооперация. Мы никого не подталкиваем и ни на чем не настаиваем, это добрая воля наших партнеров. Но это возможно.

Ну и, наконец, завершение. Мы всегда по праву гордились и гордимся сейчас нашей фундаментальной наукой. И часто слышим, что вот в отраслевой науке у нас еще много очень проблем, недоработок. Но я не сомневаюсь - я абсолютно уверен, что трансформация накопленных знаний из фундаментальной, безусловно, будет переходить и в отраслевую науку. Здесь мы, конечно, заинтересованы в кооперации с нашими партнерами.

Академик Велихов (Е.П.Велихов, президент Российского научного центра «Курчатовский институт») только что говорил об очевидных достижениях в этой сфере, в отечественной отраслевой науке. Сказал, что можно сделать трехмерную модель всего, чего хочешь. Это очень радует. Но есть все-таки определенные ограничения. Какую бы трехмерную модель головы мы ни сделали, все равно ее содержание будет сильно отличаться от оригинала. Это очень зависит от тех, кто реализует те или иные задачи. Какую бы трехмерную модель головы академика Велихова мы ни сделали, но все равно она пока будет уступать оригиналу - очевидный факт. Он (Велихов) говорит «пока», ну во всяком случае еще очень долго. И успех в ваших руках. Я хочу пожелать вам удачи. Спасибо большое. 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11229/