События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Мы рассчитываем, что тенденция к увеличению занятости будет постепенно укрепляться. Ощутимый рост промышленного производства и инвестиций дает все основания для такого благоприятного прогноза <…> В то же время необходимо усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего, это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте вначале обменяемся оперативной информацией. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), пожалуйста, о предварительных данных по исполнению консолидированных бюджетов регионов Российской Федерации.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Мы имеем данные исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации за пять месяцев. За эти пять месяцев доходы субъектов составили 2 трлн 678 млрд и выросли на 16%. Прирост по сравнению с таким же периодом прошлого года составил 370 млрд рублей, то есть доходы растут. При этом налог на прибыль увеличился на 53% после падения, которое было в прошлом году за те же пять месяцев. Только налог на прибыль увеличился на 240 млрд рублей, суммарно составив 694 млрд рублей за первые пять месяцев.

Так же вырос налог на доходы физических лиц - на 7%, акцизы увеличились на 32%, налог на имущество организаций вырос на 12%. Все традиционные источники доходов субъектов показали положительное значение.

Федеральный бюджет также поддерживал субъекты Российской Федерации: мы перечислили 595 млрд рублей за пять месяцев в виде поддержки субъектов, что больше на 10%, чем в прошлом году. Это поддержало наиболее дотационные субъекты для обеспечения их социальных выплат и основных программ.

Расходы бюджета суммарно профинансированы на 2 трлн 161 млрд, или выросли на 5%. Таким образом, сегодня можно видеть, что часть поступивших доходов... Этот рост не везде направлен на расходы, поэтому у субъектов Российской Федерации даже обозначился профицит региональных бюджетов на сумму 524 млрд рублей, и с дефицитом исполнен бюджет только в двух субъектах Российской Федерации.

Это не значит, что субъекты не занимали. Просто они больше возвращали, чем занимали за этот же период: например, привлечение кредитов за этот же период составило 170 млрд рублей для рефинансирования имеющегося долга, а погашение - 201 млрд рублей. То есть идет превышение погашения над привлечением, и субъект использует благоприятную ситуацию для того, чтобы чуть-чуть уменьшить долговую зависимость.

Поэтому пока что у субъектов даже на 1 июня увеличились и остатки на счетах, что, конечно, во втором полугодии будет использовано. Остатки на счетах в настоящий момент составляют 765 млрд рублей, то есть значительную сумму. Повторяю, я не думаю, что во втором полугодии они не будут использованы.

Так же нормально выплачивается заработная плата. Поэтому в данный момент мы считаем, что бюджеты субъектов - под нашим контролем и обеспечены.

В.В.Путин: Хорошо. Алексей Леонидович, в рамках ЕврАзЭС был создан так называемый антикризисный фонд. Как он был сформирован? Какова доля участия каждого из наших партнеров и Российской Федерации?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, был создан антикризисный фонд ЕврАзЭС и объявлен президентами двух стран - России и Казахстана - с суммарной конечной величиной 10 млрд долларов.

Но на данный момент, по заявлениям стран, готовых войти туда, объявивших о готовности войти и внесших свой вклад - он составляет 8 млрд 551 млн долларов. Это значит, что Россия на данном этапе обеспечила вклад 7,5 млрд долларов, Казахстан - 1 млрд долларов, такие страны, как Беларусь, - 10 млн долларов, такие страны, Киргизия, Таджикистан и Армения - по одному миллиону. Это, даже символическое, участие позволяет им присутствовать в составе совета фонда, в составе совета министров этого фонда и участвовать в обсуждении. Доля в голосовании зависит от доли во внесенном взносе. Поэтому, конечно, больший, контрольный, что называется, пакет, главный вес в принятии решений находится на стороне Российской Федерации. Частично участвует по ряду вопросов, имеет влияние и Казахстана. Но мы стараемся принимать решения на основе профессиональной экспертной оценки по каждому предложению.

В.В.Путин: Вот Таджикистан просил 70 млн долларов. Какое решение приняли?

А.Л.Кудрин: В настоящий момент у нас есть несколько заявок - они прорабатываются. Фонд может предоставлять как финансовые кредиты правительству, так и инвестиционные кредиты; так же или правительствам или крупным структурам, но под конкретный целевой инвестиционный проект. В данном случае заявка Таджикистана составляла 90 млн долларов. После анализа кредитоспособности, макроэкономики и перспектив на три года бюджета Таджикистана решение совета, который состоялся в дни Петербургского экономического форума, - выделить 70 млн долларов и затем в течение двух лет выделить еще 50 млн долларов при выполнении специальной программы, которая предусматривает структурные реформы, сохранение платежеспособности, сокращение дефицита бюджета.

Мы также учитывали, что в Таджикистане в мае прошли стихийные бедствия и землетрясения. Поэтому величина выданного нами кредита была увеличена до 70 млн по сравнению с тем, что мы предполагали. В ближайшее время кредит поступит в Таджикистан, и мы считаем, что в рамках соглашения, которое Таджикистан подпишет на уровне правительства, мы обеспечим выполнение в этой стране социальных программ. Там строго прописано поддержание программ и в образовании, и в здравоохранении, и в инфраструктурных объектах.

В.В.Путин: Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), я просил Вас рассмотреть возможность оказания поддержки Таджикистану по нефти, нефтепродуктам. Потом отдельно доложите мне, что там сделано.

И.И.Сечин: Поручения уже даны - совместно поработать с ФТС. Мы в ближайшее время доложим.

В.В.Путин: Хорошо. Принято решение о дополнительной индексации с 1 июля 2010 года социальных пенсий, о повышении этого коэффициента. В целом суммарно по году социальные пенсии должны вырасти на 12,5%. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), пожалуйста, прокомментируйте это решение.

Т.А.Голикова: Повышение, о котором Вы сказали, Владимир Владимирович, предусмотрено пенсионным законодательством и производится в том случае, когда индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год выше, чем индекс потребительских цен. Это повышение коснется 3,9 млн пенсионеров, из которых 2,8 млн человек - это социальные пенсионеры.

До конца года на эти цели в бюджете Пенсионного фонда предусмотрено 4,2 млрд рублей. При дополнительной индексации размера социальных пенсий повышаются соответствующие размеры пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, пенсии и надбавки за выслугу лет гражданам из числа космонавтов, работников летно-испытательного состава и ряду других категорий.

Это плановое повышение, которое, как я уже сказала, мы будем осуществлять в рамках утвержденных параметров бюджета Пенсионного фонда.

В.В.Путин: Постановление о поддержке рынка труда в Кировской области - речь идет о машиностроительном заводе «Молот»: 171 млн рублей или чуть больше даже. Пожалуйста.

Т.А.Голикова: В соответствии с Вашим поручением мы с нашими коллегами из правительства и, естественно, руководства Кировской области согласовали это постановление. Оно по характеру мероприятия аналогично постановлению, которое мы выпускали по АвтоВАЗу в прошлом году. Но оно касается, безусловно, меньшей численности граждан, которые должны перейти в дочернюю организацию, - это 1760 человек. Для них предполагаются в рамках этого постановления возмещение затрат на оплату труда, оплата стоимости профессиональной подготовки, материально-техническое обеспечение рабочих мест и предоставление финансовой помощи при открытии собственного дела.

Предполагается, что сразу после выхода постановления Правительства - у нас есть информация, что правительство Кировской области тоже готово в ближайшее время принять аналогичное постановление о внесении изменений в свою региональную программу, - мы этот механизм запустим, и это позволит нам решить ту проблему, которая возникла с занятостью на этом предприятии.

В.В.Путин: Алексей Леонидович! Вы с губернатором обсуждали это подробно?

А.Л.Кудрин: Да.

И.И.Шувалов: Мы отработали, вместе с «Российскими технологиями» посмотрели на программу занятости, что будет с этим предприятием проходить. Есть по некоторым задумкам сложности, связанные с вооружением, которое уходит из оборота Министерства обороны (пока этот план невозможно реализовать), но в целом мы понимаем, что надо делать.

Э.С.Набиуллина: Это на небольшой переходный период, пока они смогут модернизироваться с учетом новых заказов...

А.Л.Кудрин: Сметы, включающие реструктуризацию задолженности по налогам, предоставление отсрочки...

В.В.Путин: Да-да-да. Там нужен именно комплексный подход.

И.И.Шувалов: Так и есть.

В.В.Путин: Хорошо. Подписано также постановление о выделении 5 млрд рублей через субсидии регионам Российской Федерации на поддержку малого и среднего бизнеса. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна, несколько слов.

Э.С. Набиуллина: У нас в этом году уже было предусмотрено 11 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, и эти деньги распределены Минэкономразвития по регионам под программы. И новые 5 млрд, также ожидаемые малым бизнесом, пойдут на три направления: 2 млрд рублей - на поддержку малых инновационных компаний, 2 млрд рублей - на поддержку программ предпринимательства в  монопрофильных городах и 1 млрд рублей - на поддержку предпринимательства в Северо-Кавказском округе.

Это очень важно. Мы много говорили о том, что нам важен не только объем поддержки малого бизнеса, но и качество, и направления. Поэтому направление по инновационным компаниям предполагает то, что будут гранты и микрозаймы именно для малых инновационных компаний. Часть денег пойдет на развитие лизинга - на содействие развитию лизинга. Малые предприниматели будут иметь право получить целевой грант до миллиона рублей при покупке оборудования в лизинг для выплаты и первоначального взноса и для субсидирования уплаты процентов по лизинговым платежам.

Плюс к этому предполагается, что в программах будут и центры трансфера технологий, центры коллективного использования оборудования, которое малый бизнес позволить себе в индивидуальном качестве не может.

Второе направление - монопрофильные города. Деньги будут предоставляться из федерального бюджета на поддержку муниципальных программ. Сейчас такие программы есть в 27 монопрофильных городах, и в зависимости от численности населения на один город будет приходиться от 50 до 200 млн рублей. И очень важно, что в постановлении по этому направлению предполагается минимальная доля софинансирования - 95% из федерального бюджета, с учетом ситуации, в которой находятся монопрофильные города, как раз те города, о которых мы говорили в предыдущем вопросе.

И третье направление: Северо-Кавказский федеральный округ также входит в программы развития предпринимательства. Желательно, чтобы эти программы были сопряжены с крупными инвестиционными программами, чтобы малый бизнес был вокруг крупных проектов. Предполагается увеличить финансирование на 1 млрд рублей и всего будет 1,5 млрд рублей, то есть мы увеличиваем направление поддержки малого бизнеса.

В. В. Путин: Хорошо, спасибо большое.

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), несколько слов о ситуации с поставками газа в Белоруссию.

И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению, в соответствии с Меморандумом о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия-ЕС мною 19-го числа было направлено уведомление Европейскому комиссару по вопросам энергетики господину Эттингеру о возможности возникновения с 21 июня риска чрезвычайной ситуации, связанной с поставками транзитом через территорию Белоруссии российского природного газа в адрес потребителей в странах Евросоюза.

В свою очередь, компания «Газпром» также своевременно уведомила своих иностранных партнеров о тревожной ситуации. В данном случае эта ситуация возникла в силу систематической недоплаты в течение четырех месяцев 2010 года белорусской компанией «Белтрансгаз» за газ, поставляемый «Газпромом», что привело к образованию задолженности, к настоящему времени превышающей 190 млн долларов США, без штрафных санкций.

Кроме того, 25 июня Республика Беларусь должна обеспечить очередной платеж в объеме порядка 270 млн долларов. Неоднократные требования к белорусской стороне о погашении задолженности до настоящего времени не возымели действия. Таким образом, компания «Газпром» с 10.00 21 июня, с сегодняшнего дня, ввела ограничение на поставку природного газа в Республику Беларусь.

Несмотря на то, что транзитный договор на поставки в Евросоюз не связан никоим образом с контрактом на поставку для внутреннего потребления в Республику Беларусь, мы не исключаем, что «Белтрансгаз» может прибегнуть к несанкционированному отбору газа из объемов, прокачиваемых транзитом и предназначенных для снабжения потребителей в странах Евросоюза. Такая ситуация...

В.В.Путин: Наши белорусские партнеры не платят в нужном объеме уже не три, а более пяти месяцев - с января текущего года.

31 марта этого года ушло первое уведомление с требованием оплачивать получаемый продукт в полном объеме в соответствии с контрактом. С тех пор в Белоруссию было направлено три письма. Все они остались без ответа.

Действия «Газпрома» являются абсолютно обоснованными и предусмотрены действующим контрактом.

Строго говоря, в рамках этого контракта «Газпром» может сократить поставки на 85% и более. Но это не делается, имея в виду наши особые отношения с белорусскими потребителями и для того, чтобы дать возможность нашим белорусским коллегам и партнерам, в конце концов, среагировать на требования своих российских партнеров и повысить уровень финансовой дисциплины, исполнить все требования в соответствии с контрактом.

Что касается угрозы несанкционированного отбора из газовой трубы «Ямал-Европа», который проходит по территории Белоруссии, - такая техническая возможность есть. Сегодня мы прокачиваем по году предположительно 33 млрд кубических метров, по суткам - это примерно 65,5 млн кубических метров. Вот сегодня на эти сутки заявка от наших западноевропейских потребителей - 65,5 млн кубов.

Есть возможность переориентации этих потоков, в случае необходимости, на другие маршруты. В том числе через ГТС Украины. Мы сегодня через ГТС Украины прокачиваем примерно 105 млрд по году. Возможности ГТС Украины значительно выше - прокачивали и 120, и 130, можно прокачать и чуть побольше. Надеюсь, что до этого не дойдет.

Вместе с тем обращаю ваше внимание и прошу вместе с компанией «Газпром» ускорить работу по строительству газового подземного хранилища в Калининградской области.

Планировалось, что этот объект должен быть введен в строй в конце 2011- начале 2012 года. Посмотрите, пожалуйста, вместе с коллегами и по объемам хранения, и по срокам введения. Нужно ускорить введение этого объекта.

Давайте перейдем к повестке дня.

Завтра, как известно, годовщина начала Великой Отечественной войны. У нас это отмечается как День памяти и скорби. Мы в этот день всегда вспоминаем ветеранов с пожеланиями здоровья и долгих лет жизни ветеранам. Напоминаю сотрудникам Правительства, министрам, вице-премьерам о наших обязательствах перед ветеранами.

С 2008 года мы на жилищные программы ветеранам истратили 89 млрд рублей, только в этом году - уже 34,5 млрд рублей. Вместе с тем, для того чтобы выполнить все обязательства перед людьми, которые встали на очередь по получению квартиры после 1 марта 2005 года, в этом году мы должны будем выделить на эти цели еще 81,2 млрд рублей, то есть до этого времени с 2008 года выделено 89 млрд, в этом году - уже 34,5 млрд израсходовали и еще 81,2 млрд предстоит. Деньги очень большие и объем работ очень большой. Прошу про это не забывать и в срок все исполнить.

Мы сегодня должны рассмотреть ход выполнения плана действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности российской экономики в целом. Это один из важнейших пунктов нашей сегодняшней повестки дня. Напомню, что перед нами стоит амбициозная задача - снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 40% до 2020 года. Закон о повышении энергетической эффективности вступил в силу в ноябре 2009 года, и понятно, что мы находимся пока в самом начале этого крупнейшего модернизационного проекта.

Тем не менее законом установлены достаточно жесткие сроки реализации основных мероприятий. В частности, проведение работ по энергосбережению в бюджетном секторе должно начаться уже в этом, текущем, 2010 году. А до 1 января 2011 года все нежилые здания и другие объекты следует оборудовать счетчиками воды, газа, тепловой энергии и электричества. В жилом секторе внедрение приборного учета планируется завершить в течение двух лет - до января 2012 года. В этой связи хотел бы обратить внимание на следующие ключевые проблемы.

Во-первых: следует оперативно принять все нормативные правовые акты, необходимые для полноценной реализации упомянутого мною закона. Пока эту работу нельзя признать удовлетворительной. Практически все ответственные министерства и ведомства допустили серьезные отставания от графика подготовки нормативно-правовой базы.

Из 40 постановлений и приказов, предусмотренных соответствующим планом мероприятий, к 1 июня 2010 года было принято всего 16. В чем дело, уважаемые коллеги? Менее половины! Это что за исполнительская дисциплина такая? Что это за работа? Прошу обратить на это внимание и в самое ближайшее время, в кратчайшие сроки сделать все, что предусмотрено планом.

Во-вторых: в рамках планирования своих бюджетов на 2011 год федеральные ведомства, органы власти субъектов Федерации и муниципалитетов должны предусмотреть средства на реализацию программ энергосбережения. Очень часто это не требует выделения дополнительных средств. Достаточно грамотно перераспределить ресурсы, скорректировать планы ремонта, закупок оборудования. Кроме того, такие структурные сдвиги в бюджетах быстро окупятся, позволят высвободить бюджетные деньги под задачи развития и повышения оплаты труда.

Третье. Повсеместное внедрение энергоэффективного оборудования невозможно без широкого распространения знаний о современных технологиях и преимуществах ответственного использования энергии. В этой связи следует запустить массовые и доступные информационные программы по энергосбережению.

И четвертое. Прошу Минэкономразвития и в дальнейшем уделять максимум внимания реализации пилотных проектов повышения энергетической эффективности в жилом секторе, социальной сфере и малой энергетике.

Здесь дан неплохой старт. Пилотные проекты уже охватили 23 субъекта Российской Федерации. Самое главное, чтобы наработанные в их рамках технические решения стали доступными для использования во всех регионах страны.

В нашей повестке далее - ряд законопроектов, среди которых выделю поправки в закон о благотворительной деятельности. Предлагается существенно расширить сферу благотворительности. Включить в нее безвозмездную деятельность в науке, образовании, культуре, здравоохранении, массовом спорте, а также оказание помощи детям и поддержку молодежных инициатив.

Я не раз встречался, как вы знаете, с представителями наших благотворительных фондов, с общественными организациями, с деятелями культуры. И действительно, справедливо звучат упреки в том, что на пути благотворительности еще очень много разного рода препятствий - порой это просто элементарная формальность или пробелы в законодательстве. Такие препоны нужно, безусловно, устранять.

Благотворительные организации постепенно становятся полноценным партнёром в решении острых социальных, общественных проблем. И в этой работе государство, конечно, их должно поддерживать.

Ещё один вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание, связан с ситуацией на рынке труда. Должен сказать, что она постепенно улучшается: предприятия вновь предъявляют спрос на рабочую силу, создают новые рабочие места. В мае 2010 года число безработных составило 5,6 млн человек - это на 850 тыс. человек меньше, чем годом ранее. А в целом уровень общей безработицы снизился с 8,5 до 7,3% экономически активного населения.

Мы рассчитываем, что тенденция к увеличению занятости будет постепенно укрепляться. Ощутимый рост промышленного производства и инвестиций дает все основания для такого благоприятного прогноза.

Но, конечно же, мы не вправе сворачивать помощь тем, кто пока не нашел новую работу. Введенные в период кризиса меры поддержки должны быть продолжены. Сегодня мы об одной из таких мер говорили применительно к предприятию «Молот».

В то же время необходимо усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.

Также будут востребованы такие наши шаги, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Вот если все предыдущие меры достаточно эффективно работали в прошлый год и мы с вами это видим, и результат есть хороший, то, что касается мобильности, здесь пока нам еще очень многое нужно сделать.

И конечно, нужны дополнительные меры, стимулирующие занятость в моногородах. Об этом Эльвира Сахипзадовна сегодня говорила применительно к развитию малого и среднего бизнеса.

Напомню, что в 2010 году на региональные программы содействия занятости выделено 40,5 млрд рублей из федерального бюджета. Планируется охватить ими порядка 1,3 млн человек. Давайте поговорим по этому вопросу тоже поподробнее. 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11130/